Мастерская «Новое воскресение»

Художественная значимость Палеха отмечалась вниманием научных и общественных деятелей, начиная с середины XIX — начала XX вв., желавших сохранить особенности национальной культуры. Формирование стилистики палехских писем, несомненно, происходило под влиянием нескольких иконописных центров. Прежде всего, как уже говорилось это города Поволжья — Ярославль и Кострома.

Действительно, детальный анализ стилистики написания горок, проработки формы, конструкции фигур и, самое главное, сравнение колорита выявляют специфические черты схожести этих центров. Кроме городов Поволжья на формирование стилистического строя палехской иконы оказали влияние Строгановские и царские письма, от которых Палех унаследовал декоративно - орнаментальный характер образа, изящество.

К середине 18 века утвердились стилистические черты палехских писем. Прежде всего, это удивительная любовь палешан к поэтическим, музыкальным текстам.
Значительную роль в этом сыграло широкое распространение Четьих Миней. В Палехе Четьи Минеи имелись в каждой мастерской. Много писалось палешанами икон на сюжеты акафистов и песнопений. Характерные местные многосюжетные иконы отличало свободное композиционное расположение изображения по всей иконной плоскости. Кроме того классические палехские иконы  характерны колоритом — это сочетание лазурно-голубых, пурпурно-розовых, бирюзово-зеленых тонов, своеобразная лепка объема цветовыми пробелами более холодных оттенков. Еще одной особенностью палехского стиля являлась приверженность к тонкому, «дорогому» письму. Узорочье, орнаментальность не только самого сюжета, но и отдельно взятой фигуры, обилие элементов композиции, многофигурность отличают лучшие образцы палехского иконописания.

XX век внес свои коррективы в развитие художественной жизни Палеха, повернув ее в сторону светского искусства. Но и оно корнями своими уходит во все те же иконописные каноны.

Сегодня развитие иконописания в Палехе обусловлено возрождением интереса к традициям прошлых столетий, вызванного процессом духовного подъема общества.  Многие художники, уходя от миниатюры, «ищут себя» в иконописном творчестве. Таким образом можно сказать, что «колесо истории» повернулось вспять, однако это не означает отказ от всего того, что было создано за несколько десятилетий. В случае с палехским искусством это невозможно. В сегодняшнем Палехе два направления существуют параллельно, и являются взаимодополняющими и взаимозависимыми. Истоки традиции миниатюрной живописи лежат в иконном творчестве, современная же иконопись вообще вышла из лаковой шкатулки. Художники, сознательно перешедшие от миниатюрной живописи к иконописной, чувствуют в себе силы, а главное потребность в работе в этой области.          

© 2018 Мастерская «Новое воскресение»

 
 

Создание сайта — Александр Куркин